Воскресенье, 25.06.2017, 16:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТЫ на ГЛОБУСЕ
Главная » 2012 » Октябрь » 15 » Госзаказы на мракобесие
07:49
Госзаказы на мракобесие

Предтечи доктора Пи

Коллаж «2000». Использованы кадры из фильма «Семь шагов за горизонт»
















Мало кому известно, что легенда знаменитого украинского «доктора Пи» берет свое начало в далеком 1968 г., когда на советские экраны вышла документальная лента выдающегося кинорежиссера «Киевнаучфильма» Феликса Соболева (1931 —1984) «Семь шагов за горизонт».

Жизнь Соболева оборвалась слишком рано — в возрасте 53 лет. Его последнее кинопроизведение с разоблачением насаждаемых США «свобод» и «демократий» (картина «На прицеле ваш мозг») увенчивает победный призыв к сопротивлению капиталистической пропаганде во всех ее формах.

«Империя внушений не всесильна! Она боится разума».

И эти последние слова, сказанные зрителю великим советским киноэкспериментатором, звучат словно исповедальные: ведь самому Феликсу Михайловичу суждено было основательно потрудиться над укреплением этой проклятущей «империи внушений», правда, на другой ее пропагандистской стороне — социалистической.

Именно после фильма «Семь шагов за горизонт» у большинства граждан СССР сложились неверные, обманчивые, а потому невежественные и неграмотные представления о гипнозе, телекинезе, ясновидении. Эти «установки» надолго утвердились в нашем сознании. Многие из нас заблуждаются до сих пор. А кто-то строит на этом капиталы.

Феликс Соболев является, пожалуй, единственным советским режиссером, который обратился к теме сверхъестественных возможностей человека. Причем создатели фильма придумали для зрителей отдельные феномены и показали, что они якобы существуют в реальности. Один, например, проводил в уме примерно такие же удивительные и необъяснимые вычисления, как это демонстрировал Андрей Слюсарчук, второй управлял автомобилем с завязанными глазами, третьи перевоплощались с помощью гипнотизеров в исторических гениев вроде Рахманинова и Рафаэля.

«Семь шагов...», и каждый «шаг» — это короткий фантастический рассказ о том или ином человеке, имеющем экстраординарный дар. Сейчас совершенно очевидно, что большинство сюжетов — лишь постановочные инсценировки, в которых задействованы актеры и статисты. И в те годы на фестивале в капиталистической Италии фильм даже был отмечен призом, но как лучший научно-фантастический. Однако в СССР его почему-то показывали как научно-популярный. Сегодня эту легендарную советскую мистификацию можно поставить на почетное место рядом с другими высокохудожественными «Семью чудесами света» и «Семью заповедями».

Этот фильм — один из ярчайших примеров того, как легко наполнить сознание обывателей совершенно невероятными мифами о магических возможностях, вселить веру в неких таинственных людей, способных, скажем, читать мысли. Этот фильм — готовое научное доказательство того, насколько доверчивы массы и что самый действенный гипноз — гипноз телевидением.

Феликс Соболев снял еще много знаковых лент, и можно рекомендовать для показа в школах его великолепнейшие работы «Язык животных» и «Думают ли животные», которые в 1972 г. были отмечены Государственной премией СССР. Соболев мастерски, с использованием последних технических средств того времени открывает нам глаза на «переговоры пчел» и уши — на сигнальные системы рыб.

Готов утверждать, что эти более чем 40-летней давности черно-белые кадры из мира животных не утратили ни художественной привлекательности, ни образовательной ценности. Телевизионщики с биологами провели потрясающие по грандиозности эксперименты: чего стоит одно только оцифровывание (крохотными этикетками с номерами) более 1000 пчел, чтобы понять, кто там с кем и по каким вопросам общается. Не менее замечателен фильм «Я и другие» на тему, которая особо обострилась в наши дни, — о психологии толпы, о том, что сегодня называется зомбированием масс, и к этой картине мы еще вернемся. Пока же сосредоточимся на фильме о феноменах.

Документальная лента «Семь шагов за горизонт» легла в основу картины «Человек как чудо», вышедшей в 2008г. в рамках проекта «Правила жизни» на канале СТБ — то есть спустя 40 лет. Но если у Соболева рассказывается о семи якобы феноменальных персонажах, то в «Человеке как чудо» — об одном. Андрей Слюсарчук обладает почти всеми способностями экстрасенсов прошлого и даже более того.

Поразительно, но и сегодня среди комментариев к выложенной на многих видеоресурсах интернета картине Соболева мне не удалось найти ни одного, в котором бы говорилось, что фильм — талантливо сработанная, но очевидная липа. Впрочем, современное телевидение со своими «Экстрасенсами, ведущими расследования» приучило нас воспринимать даже самые оторванные от реальности сюжеты как данность.

Нас уже не удивляет, что в подобных проектах с постановочными расследованиями принимают участие сотрудники милиции, насаждая наряду с шоуменами да магами бесовщину и суеверия в обществе, и вопрос «да разве следователям заняться нечем, все дела раскрыты, что только и остается в спектаклях с чародеями сниматься?» звучит как нотация зашоренного морализатора. Хотя, если вдуматься, это ведь «чистый сюр» — правоохранители участвуют в совместных проектах с откровенными шарлатанами, а, как известно, действия шарлатанов часто граничат с беззаконием.

Да и соучастие в развешивании эзотерической лапши на уши разве не способно запятнать честь государственных мундиров?

И вот в июне этого года главный трибун МВД, пресс-секретарь Владимир Полищук сообщает СМИ, что у подследственного Слюсарчука «будут исследованы... возможные экстрасенсорные и гипнотические способности». Вон до чего досотрудничались! — до экстрасенсорной экспертизы.

Хотелось бы спросить, в каких же это лабораториях, каким инструментарием и какие именно способности будут проверять следователи? Кто в МВД Полищуку об этом «нашептал»? Слава разуму, пока украинские официальные научные академические учреждения таких измерителей не имеют и справки по поводу экстрасенсорных способностей не выдают

Мы, конечно, не сомневаемся, что медики вроде Анатолия Кашпировского могут выписать такие инфернальные заключения, что уже завтра наш герой из презренного злоумышленника снова превратится в гениального светоча нации и особую гордость народа.

...а на Урале видят кожей

Но такова политика сегодняшнего времени, что в ней очень многое строится на тотальном обмане, причем новейшие интернет-коммуникации чаще способствуют засорению сознания, а не его прочищению.

В 1968 г. по отношению к потусторонним силам и прочей мистике была совсем иная политика. Фильм о советских экстрасенсах появился тогда, когда, как пел поэт, удивительное было рядом, но было запрещено. «Семь шагов за горизонт» не мог появиться просто потому, что режиссеру «Киевнаучфильма» вдруг вздумалось всколыхнуть, раззадорить публику, шокировать население.

Мимо неусыпного ока советской пропаганды эта лента вряд ли могла пройти, а коль скоро она была пущена в кинопрокат и демонстрировалась на зарубежных кинофестивалях, значит, идея «воспитания в людях веры в нереальные сверхвозможности» если не была спущена сверху, то наверняка наверху одобрена. Из воспоминаний еще одного создателя картины, научного консультанта, московского психолога Артура Петровского можно сделать вывод, что с большинством феноменов первым познакомился он. По долгу психологической службы.

И в своих мемуарах, изданных в начале 2000-х, он продолжает утверждать, что показанные в фильме чудеса происходили на самом деле. Лично для меня малопонятны мотивы ученого. Неужели даже перед смертью, в эпоху полной свободы слова не хотелось раскрыть секреты тех фокусов и перейти на сторону правды.

В чем причины? В клятве о неразглашении? В грифах «совершенно секретно»? Или все куда прозаичнее — в тяжелой болезни, которую переносил в последние годы жизни фактически ослепший психолог? Чтобы сразу развеять возможные сомнения в том, что большинство экспериментов в фильме «Семь шагов за горизонт» выдумывались, инсценировались и лишь заворачивались в научную обертку, начнем с последнего эпизода.

Похоже, в съемку этого 7-го шага талантливейший режиссер Соболев вложил «по-булгаковски абсурдную фантасмагоричность», словно говоря коллегам, друзьям и всем критически мыслящим людям: сделал, товарищи, все от меня зависящее, чтобы дать вам понять, что все это — забавные постановки, фантастика, не более.

Перед нами — колоритный гипнолог Владимир Райков в белом халате и несколько его пациентов. Гипнотизер развивает способности людей к виртуозной игре на музыкальных инструментах, к рисованию, ораторству и декламации, иностранным языкам. Делает он это, вселяя в людей души умерших исторических персонажей, отличавшихся определенными талантами.

Загипнотизированный парень у мольберта считает себя Ильей Репиным, и то, что он принимается рисовать, как великий мастер, вполне предсказуемо, но куда поразительнее, что и думать, и говорить он начинает, как Илья Ефимович, и сознание его также переносится в репинские времена. Парень на чистом глазу не узнает магнитофон и фотоаппарат, отвечает на вопросы гипнотизера, как старик Хоттабыч в гостях у Вольки.

В мозг другой пациентки Райков внедряет уже не сущность, а целое знание. Ни много ни мало — иностранного языка. После сеанса она начинает говорить на английском, при этом напрочь забывает свой родной русский. Удается этого достичь также путем внушения, что девушка — английская подданная.

Третью подопечную актер в белом халате превращает в Ковалевскую, а завершается картина мощным музыкальным финалом пианистки, считающей, что она — Рахманинов. Словом, более псевдонаучных комбинаций и не придумаешь, авторы утверждают реальность спиритизма, разыгрывая, к слову, крайне негуманные с точки зрения медицинского принципа «не навреди» сеансы, ведь случись у гипнолога-шамана какая-то промашка, и можно остаться на всю жизнь Ильей Ефимовичем, влившись в компанию подобных «наполеонов» и «пушкиных» в палатах психбольниц.

Не секрет, что многие и сейчас веруют в возможность психогипнотического усыпления хоть до «есенинской кондиции». И я в юные годы в это верил, и все мои одноклассники. Это мы сейчас благодаря тому же интернету умные — можем быстро навести справки по малознакомым вопросам, да и то постоянно ловимся на «слюсарчуковские» россказни, а 30—50 лет назад у кого было авторитетное мнение по этим вопросам выяснить? У знакомых и коллег. Вот так и неслось по советским округам и по сей день ходит — а вы знаете, что гипнотизеры умеют заставлять людей лаять, как собаки... а по Киеву когда-то слепой водитель ездил... а на Урале уже видят кожей.

Мохнатая «Ж»

А следующий сюжет, снимающийся вроде как в научном учреждении, — разве не сущая чертовщина? Молодая женщина с черной маской на глазах, слегка волнуясь, читает слово, запечатанное в черный конверт, медленно, по буквам, делая над столом пасы, что та гадалка. Закадровый голос сообщает, что это происходит где-то «на Урале», где разрабатывают «методики обучения слепых чтению обычного плоскопечатного текста», а безымянная притворщица в маске передает туманный ход ее ясновидящей мысли:

«Это «Ж» — она такая... мохнатая. А у этой буквы прямые расходятся из верхней точки лучами... они соединяются в середине — это «А». У этой буквы есть вертикальная прямая — справа полукруг, как у «Р» и слева — тоже нечто вроде полукруга. Что же это за буква? Ах да — это «Ф».

Здесь стоит заметить, что феномен «кожного зрения» действительно изучался тогда в одном из научных институтов, однако был признан псевдонаучным, не принес пользы ни одному человеку с плохим зрением и лопнул как мыльный пузырь, оставив, правда, живучую до сих пор пену из шарлатанов-последователей.

Следующий супермозг предстает в образе некоего преподавателя иностранного языка из Горького Бронислава Дрожина. Прежде он вовсе не садился за руль, но лишь несколько дней перед съемками картины потренировался управлять машиной. И вот с повязкой на глазах летит на новеньком кабриолете на лихой скорости по центральным улицам Киева (движение для съемок, конечно, перекрывала ГАИ).

Советский Джеймс Бонд и только! Рядом — симпатичная ассистентка-штурман, обнимает его за плечо, это она передает ему «идеомоторные», практически телепатические импульсы, по которым водитель понимает, куда путь держать, где можно ускориться и где тормозить. И все это увенчивает идиллическая телекартинка (съемки велись даже с высоты птичьего полета — с мостов и Печерских холмов) — так в голливудских фильмах гоняли по столицам Мерилин Монро и Одри Хепберн.

Эпизод со счетчиком-феноменом Игорем Шелушковым. Вот он выслушивает длинное незнакомое стихотворение и говорит, сколько в тексте печатных знаков. Задание усложняется: счетчику нужно назвать 132ю букву стихотворения. Он с легкостью выполняет эту просьбу. Затем из 20значного числа извлекает корень большой степени.

И наконец, опыт, взрывающий переполненную молодежью аудиторию Горьковского политехнического института: за спиной Шелушкова устанавливается шесть вращающихся досок. Они вращаются так, что невозможно разглядеть написанные на них цифры. Но только не Шелушкову! Короткое время он смотрит на эти флюгеры, затем отворачивается, просит их остановить — на них шестизначные числа, из которых надо извлечь корни. Тут же Шелушков дает абсолютно правильные ответы...

Несомненно, что подобные сверхвозможности Шелушкова — того же порядка, что и Слюсарчука, но в фильме авторитетно поясняется: «Здесь участвует очень сложный комплекс личных качеств Шелушкова. Здесь удивительная, почти фотографическая память, которая позволяет считывать с образа, запечатленного в мозгу, почти так же, как мы считываем с доски или со страниц...» И таким образом в наше сознание вкладывается еще один миф о фотографической памяти. На самом деле и ее существование наука отрицает.

Авторитетом выступает тот же московский психолог, научный консультант картины Петровский, и именно в фильме он рекомендует украинским телевизионщикам выдающегося гипнолога Райкова.

Феноменам — пули и психушки, научному консультанту — почет

Похоже, многим актерам и статистам советской картины о паранормальности пришлось хранить тайну об этих телефокусах до конца своих дней. И нам мало что известно, например, о судьбе «незрячего водителя», который — будь у него такие способности на самом деле — просто обязан был стать известным хотя бы на эстраде. Однако в интернете на его счет — лишь «весточка» от Петровского (в его последних мемуарах «Записки психолога»), что Дрожин погиб вскоре после съемок.

О судьбе гениального счетчика Шелушкова в интернете больше никакой информации, кроме подозрительного письма от некоего политического заключенного, в котором тот сообщает, что встречал известного счетчика в психбольнице.

Но буквально сразу после выхода этого фильма наблюдается головокружительный карьерный взлет кого бы вы думали? Научного консультанта «Семи шагов»!

«Поглядывая на его красивые густые брови, в кулуарах даже шептались, что он — родственник «дорогого Леонида Ильича», — вспоминает внук Петровского Илья Егоров на своем официальном сайте. — Судите сами: в 1968 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР и сразу назначают академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР.В 1971-м он становится академиком. И через год возглавляет уникальную лабораторию психологии личности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Дедушка рассказывал мне, как его назначение академиком-секретарем Отделения психологии Академии было встречено «стариками». Ему всего 44 года, а он оказывается формальным руководителем таких титанов, как академики А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Б.Г.Ананьев и ряд других выдающихся психологов. Они хотя и признавали в нем серьезного специалиста, но, мягко говоря, были удивлены столь «молодой» кандидатуре».

К слову, Илья Вадимович Егоров — тоже весьма яркая фигура в современном российском медиапространстве, выступает медицинским консультантом телевизионных и радиопрограмм на центральных российских каналах. И руководит терапевтическим отделением одной из частных клиник Москвы.

Илья Вадимович, кстати, тоже старается не замечать антинаучных подлогов в картине своего деда. И даже:

«В середине 60-х годов Петровскому пришла в голову потрясающая мысль: а не показать ли советским людям, на что способен человеческий мозг, человеческая психика? Люди, читающие мысли на расстоянии, феноменальные счетчики, вдохновенные импровизаторы, гипнотизеры самим своим существованием разве не свидетельствуют о том, что человеческий мозг таит в себе колоссальный запас нераскрытых возможностей, которые можно расширить и усилить. И Артур Владимирович находит союзника в лице потрясающего режиссера — Феликса Соболева». «Семь шагов за горизонт», «Я и другие»... это — золотой фонд научного кинематографа, по ним буквально учились психологи страны. А простым людям эти фильмы дали возможность впервые за многие годы советской власти прикоснуться к тайнам и чудесам человеческой души».

Врут и современные энциклопедии. Ресурс «Википедия», например, представляет «Семь шагов за горизонт» как «сенсационный для своего времени фильм, который исследует пределы возможностей человеческого мозга, творческих и сенсорных способностей человека», а В.Райкова — как гипнотизера, который «добивается «высвобождения» потенциальных возможностей среди участников эксперимента».

Демонизация доктора Пи. В сговоре

Теперь переходим к современному ремейку «Семь шагов за горизонт» — картине о Слюсарчуке «Человек как чудо», которая была показана на СТБ в последний день 2008г. В видеоколлекции на YouTube он представляется как тот, что «за 129минут изменит ваше представление о вас навсегда. Скрытые резервы физической силы, памяти, творческой импровизации, невербального восприятия. Ни одной придумки. Никакой магии... Только научно доказанные чудесные факты».

Слюсарчук, согласно картине, «медик наивысшего уровня», «нейрофизиолог» и «практикующий» нейрохирург, «знает наизусть» на тот момент 15 млн. знаков числа Пи (о 30 млн. он скажет сразу после встречи с Виктором Ющенко в президентском кабинете в 2009-м), 15 тыс. книг, умеет умножать в уме 30-значные числа и возводить в невероятные степени.

Украинские СМИ как-то прошли мимо факта, что доктор Пи тоже ведь демонстрировал способности по вождению машины с завязанными глазами. Но, слава милиции, не на автодорогах Киева, а на каком-то треке.

Именно с этого эпизода начинается фильм «Человек как чудо» — так и заявляется: «Андрей Слюсарчук превзойдет Бронислава Дрожина — он будет чувствовать, куда поворачивать, читая мысли своего пассажира». То есть без какой-то там подозрительной руки на плече, а полностью телепатическим образом.

И, конечно, Андрей Тихонович превосходен, а роль пассажира-передатчика виртуозно отработал цирковой актер, донецкий силач, частый герой Книги рекордов Украины Дмитрий Халаджи, утверждавший в картине, что Слюсарчук «ловил не только его мысли, но и эмоции».

Напомним, что знаменитый богатырь-донбассовец принимал участие и в самом популярном шоу СТБ «Украина имеет таланты», где вышел в финал и уступил миллион гривен акробатическому дуэту, отказавшись от продолжения борьбы. Главный режиссер шоу о талантах тот же, что и фильма о Слюсарчуке, — Максим Литвинов.

Было бы ошибкой полагать, что Слюсарчук творил свой образ врача-супермена во всех отношениях самостоятельно, обманывая остальных, — Халаджи, Литвинова, операторов, других сотрудников съемочной группы. Наверняка телевизионщики прекрасно знали, какой на самом деле из Андрея Тихоновича гипнотизер и телепат, но согласимся и с тем, что в картине он со своею ролью не просто справился, а что называется, в нее вжился. И все никак не выйдет из нее.

К его чести надо заметить, что, несмотря на мощный разоблачительный прессинг его способностей и вероятных преступлений в медицинской сфере, он не сдал никого из «франкенштейнов», которые его сотворили.

Странно другое. Даже после информационной волны, которая унесла все мнимые заслуги Слюсарчука в известном направлении, творческие соучастники Андрея Тихоновича либо предпочитают хранить молчание, оставаясь в стороне от скандала, либо, что лично для меня пока необъяснимо, продолжают лукавить, играя в святых простачков. Взять, например, знаменитого одесского энциклопедиста Бориса Бурду, который также снялся в картине «Человек как чудо».

Борис Бурда — сама наивность

Утверждалось, что Слюсарчук якобы выучил наизусть сборник рецептов Бурды в 1,5 тыс. страниц.

«Вы знаете книгу лучше, чем ее автор», — заключает интеллектуал после того, как нейрохирург «декламировал» по памяти любой рецепт с названной Борисом наугад страницы. Также Слюсарчук в присутствии Бориса Оскаровича якобы запомнил 100 стр. новой книги знатока-кулинара прямо в помещении, где ведется съемка, при этом он, яко великий Цезарь, одной рукой листает книгу, другой переставляет шахматные фигуры, играя с Бурдой, и между делом возводит 30-значное число в 21-ю степень.

«Увидел впервые в жизни», «это поразительно», «я до сих пор не отошел от удивления» — звучат восторги Бурды в конце сюжета. А вот, например, ответ знатока на вопрос посетителя его блога в интернете (от 12мая 2009 г.): «Видел сегодня передачу с вашим участием об Андрее Слюсарчуке из Львова. Расскажите, пожалуйста, как все прошло — 21 степень все-таки не улицу мести, я даже тройку в такую степень не возведу. Что вы узнали о его исследованиях, кажутся ли они реальными?»

Ответ: «Исследований не видел. Насколько я понял, он вполне востребованный практикующий врач высокого класса. А вот то, что я видел, действительно необычно. Схему запоминания огромного числа или передачи ему ответа помощником в принципе можно было бы представить — думаю, что серьезные фокусники могли бы что-то такое сделать. Условий для постановки достаточно чистого опыта у меня не было. Но то, что он при мне быстро просмотрел мои книги, о которых вряд ли что-то слышал, и продолжал с любой страницы их текст — действительно не так просто. Кажется практически невозможным. Создается впечатление, что он держит в памяти текст и пролистывает его — читает научную книгу напамять с любой страницы, а на вопрос, ответ на который содержится в этой книге, может не ответить или ответить не сразу — как бы листает, что ли? Но все выглядит достаточно удивительно. Такие феномены уже были...»

Это как раз тот исключительный случай, когда важно не согласиться с именитым эрудитом. Таких феноменов тоже не было — существовали только легенды о великих «счетчиках» — Шерешевском, Шелушкове...

И удивляет даже не то, что Борис Оскарович, ходячая в лучшем смысле этого слова библиотека, человек, обладающий мозгом, в который «встроен» один из самых больших блоков памяти среди человеческой популяции, с такой легкостью подписывается под мифом о невиданных мегаспособностях. Обидно даже не то, что он предпочитает «не замечать» подвохов... Удивляет легкость, с которой виднейший интеллектуал страны уступает первенство по силе разума и памяти всяким слюсарчукам.

Черная магия Таля

Идея представить доктора Пи гениальным шахматистом также была почерпнута из документальной ленты «Семь шагов за горизонт». Там в роли шахматиста с феноменальной памятью выступал на сей раз не подставной герой, а известный гроссмейстер Михаил Таль. Играл самого себя, давая сеанс одновременной игры вслепую на 10 досках. Вот его воспоминания об этом, с позволения сказать, эксперименте:

«Я не являюсь большим поклонником игры вслепую, и участие в этом фильме произошло по «вине» Всесоюзной шахматной федерации. Однажды я снял дома телефонную трубку и услышал: «Говорят с Киевской студии научно-документальных фильмов. Нам нужен гроссмейстер, который дал бы сеанс вслепую, а в федерации нам ответили, что на эту авантюру может согласиться только Таль».

...с киевлянами мы договорились так. Я пробую дать сеанс, получится — хорошо, не получится — никто не узнает. К тому же съемка шла совсем по Карелу Чапеку: на 5-м ходу исчез звук, на 8-м кончилась пленка, на 14-м — рабочий день. В результате все 10 партий оказались отложенными. На следующий день я пришел и по памяти вслух начал восстанавливать все 10 позиций. Режиссеру это так понравилось, что именно этот эпизод занял почти половину отпущенного экранного времени. Видимо, ему, как человеку в шахматах несведущему, такое элементарное действие показалось черной магией».

Что ж, как видим, и знаменитый шахматист не считает этот эксперимент чистым даже со спортивной точки зрения и не признает удачным. Ведь здесь, как и в случае с известным шахматным сеансом «Слюсарчук—Рыбка», важно было показать достойный результат, а уж какими это делалось путями и почему о них так пренебрежительно отзывается советский гроссмейстер — мы можем только догадываться. Впрочем, не слышно, чтобы кто-то из шахматистов пожурил Таля за этот опрометчивый поступок. Но о сомнительности подобного достижения красноречиво говорит тот факт, что и бить его рекорд ни один шахматист мира не стал даже пробовать. А минуло с тех пор уже почти полвека.

Один только Слюсарчук решился превзойти и Таля, и Каспарова с Карповым вместе взятых, продемонстрировав сеанс победы над шахматной компьютерной программой, которую неспособны победить гроссы международного уровня.

Но намного ли этот шаг предосудительнее того, который сделал Таль? Ведь ничего противозаконного в таких фокусах, в общем-то, нет — доказывай ты хоть, что и без шеста сможешь взять высоту Бубки.

Примечательно, что матч Слюсарчука также проводился под эгидой украинской Федерации шахмат, которая после разгоревшегося скандала так и не выступила с официальным заявлением по этому поводу, а по данным наших источников в ФИДЕ, там принято решение информационно отмежеваться от темы «шахматы и Слюсарчук».

Слюсарчук и Ющенко — пациенты доктора Ди

Еще в фильме «Человек как чудо» сообщается, что научить гениальной памяти можно кого угодно («хватит и одного года усердных занятий»), дайте только украинскому гению институтскую базу. И здесь очевиден расчет на то, что документальную ленту оценят те, кто продвигал проект создания института мозга на Украине при президентстве Ющенко.

Не зря телевизионщики СТБ побывали в Москве, взяв небольшой комментарий у руководителя Института мозга РМА Олега Медведева (он говорит пару ни к чему не обязывающих слов на тему скрытых возможностей человека, благодаря которым в стрессовых ситуациях иные перемахивали через высокие заборы).

Еще более показательна фигура Ростислава Валихновского, который хоть и произносит во здравие Слюсарчука всего три предложения, но эти слова, сказанные на тот момент лечащим врачом президента Виктора Ющенко, заместителем Государственного управления делами президентской администрации, дорогого стоят.

Ростислав Валихновский: «Еще окончательно не изучен феномен Андрея Слюсарчука. Безусловно, это уникальный человек. Безусловно, его таланты должны быть направлены на служение людям».

Здесь невольно вспоминается публичное признание бывшего «оранжевого» министра здравоохранения Николая Полищука и других медиков о звонках из высоких кабинетов, по требованию которых перед бездипломным нейрохирургом открывались двери операционных. Нет ровным счетом никаких оснований подозревать в этих звонках Валихновского, на нем и так от подозрений уже места живого нет.

Напомним, что он один из главных адвокатов версии об отравлении Ющенко диоксином, и поэтому вполне может претендовать на звание «доктора Ди». «2000» посвящали ему ряд статей, раскрывая махинации, проводящиеся на все той же научно-медицинской арене, где выступал и Андрей Слюсарчук.

В материале «Президент героически выдавливает из себя «оранжевого агента» (№33, 14.08.2009 г.) мы сообщали о научной статье Р.Валихновского и других авторов, опубликованной в авторитетном британском журнале The Lancet. В ней утверждалось, что авторы «впервые в мире продемонстрировали основной механизм диоксиновой токсичности» на примере Президента Украины, уровень диоксина в крови которого «более чем в 50 000 раз превышал показатели, характерные для большинства жителей».

Сегодня в этих 50 тысячах как будто узнается знакомый почерк. Слюсарчук ведь тоже по всем параметрам в десятки гигов превосходил сограждан.

Или вот еще одно публичное заявление президентского врача: «На сегодняшний день удалось вывести из организма Ющенко 95% диоксина. Но та последняя доза, которая остается, — 5%, тем не менее, в сотни раз превышает допустимый в медицине уровень».

Эта совместная с медиками из Женевского университета медицинская работа Валихновского вошла в историю под названием «Диоксин для агента», поскольку в ней утверждалось, что именно диоксином американской марки Agent Orange было подорвано здоровье «оранжевого» президента.

Заявления швейцарских медиков также выходили за рамки научных представлений. Например, профессор Сора в интервью на президентском сайте говорил о Ющенко как о былинном богатыре: «впервые в истории пациент сам убивал диоксин и переваривал диоксин. Это новое открытие. Догма утверждает, что человек не может перерабатывать диоксин. А он это сделал».

Вместе с тем трезвомыслящие медики склонялись к тому, что диоксин в данном случае был просто добавлен в пробы крови, которые брали у Виктора Ющенко.

Показательно и другое: заключения экспертов «2000», что данное медицинское исследование является научной подтасовкой, его авторы не попытались опровергнуть — ни по телефону, ни в письме в редакцию, ни в других СМИ, ни в суде.

Словом, нам не приходится удивляться появлению личного врача Ющенко в данном фильме в одном ряду с еще одним мастером псевдомедицинских сценариев Анатолием Кашпировским, в свое время призывавшим стать на колени перед Слюсарчуком весь украинский народ.

Добавим, что после рассеивания «оранжевого тумана» Ростислав Валихновский перешел из медицинских кабинетов президента в Министерство по чрезвычайным ситуациям, став заместителем Виктора Балоги (министра Ющенко в правительстве ПР). На сей раз у Валихновского обнаружились таланты связиста, он — начальник управления медицинского обеспечения проекта создания государственной службы для экстренных вызовов «112».

По телефонному номеру 112 в странах ЕС вызывают сразу всех — спасателей, пожарных и скорую помощь, и этот проект довольно неплохо кормит наших американских партнеров. Недавно сообщалось, что диспетчерская этого сервиса в Донецке, разрабатывавшаяся совместно с американцами и состоящая из нескольких комнат и сервера, обошлась более чем в 3 млн. грн. из госбюджета. На создание таких диспетчерских по всей стране планируется вытянуть из бюджета 450 млн.

К тому же приличный грант в размере 649 тыс. долл. от агентства США по торговле и развитию (на создание только лишь технико-экономического обоснования системы «112» на Украине) получила американская компания Winbourne Consulting. Но мы уже совсем отклонились от темы.

И все же отметим феноменальную способность отдельных индивидуумов нюхом чуять, где деньги лежат.

Также в фильме о Слюсарчуке прозвучала благодарность ректору государственного Института новейших технологий и управления им. Черновола (подразделение ведущего украинского вуза «Львовская политехника») Василию Михайловичу Когуту.

Сам ректор в картине участия не принимал, но съемки велись в аудиториях Львовской политехники при участии студентов института. Слюсарчук недолгое время числился сотрудником этого учреждения, и именно отсюда начинался его путь к высшей оценке его научной деятельности на государственном уровне — к Госпремии Украины по образованию.

Отдельные гипнотические эксперименты-фокусы, которые демонстрировал Слюсарчук, требовали порой соучастия нескольких людей, которые должны были убеждать аудиторию, что гипноз Андрея Тихоновича еще как действует, и мы видим, как четверо несчастных студентов жуют луковицы перед камерами, но, очнувшись, божатся, что чувствовали яблочный вкус.

Опять же, ни один из преподавателей и студентов этого университета, принимавших участие в работе над созданием имиджа сверхчеловека, не выступил публично, сожалея о таком соучастии. Впрочем, и на защиту «гения» грудью ученые не встают. Один только почтенный гипнотизер Кашпировский, наш бывший соотечественник из Винницы, имеющий сегодня то ли российское, то ли американское гражданство, время от времени выступает в поддержку Слюсарчука в украинской прессе.

Эксперимент над нашей податливостью

Сложно однозначно оценить этот сравнительный анализ двух фильмов-фабрикаций, которые разделяет 40лет. Проще было бы, если бы мы знали об основных целях его создателей.

Кстати, Артур Петровский был научным консультантом еще одной картины Феликса Соболева — «Я и другие», посвященной конформному поведению и феномену группового давления, главная мысль которой — имей собственное мнение, несмотря на мнение толпы.

Конформность (конформизм) — это податливость чужому влиянию, давлению на личность со стороны окружающих. Когда на собрании некто поднимает руку только потому, что все проголосовали «за», он — конформист. Ему не хочется оказаться в роли белой вороны, которую всегда готова заклевать стая черных собратьев.

«Соболев проявил чудеса изобретательности, — говорится в мемуарах Петровского, посвященных этой ленте. — Перед испытуемым был поставлен портрет пожилого человека с резкими чертами лица, о котором сообщалось, что он закоренелый преступник. Предлагалось дать психологический портрет этого «негодяя». После внимательного рассмотрения фотографии почти все, как правило, говорили о том, что это человек злой, безжалостный, жестокий, коварный и т.д.

Следующему оказавшемуся перед этой же фотографией сообщали, что это портрет выдающегося ученого, и предлагали охарактеризовать приметные черты его внутреннего облика. Хотя нередко делалась оговорка, что по фотографии судить о характере человека трудно, в психологическом портрете «ученого» тем не менее преобладали черты мягкости, ума, указывалось, что этот человек, видно, много работает и поэтому выглядит усталым, но внутренне сосредоточен.

Итак, на фотографию одного и того же человека экспериментатором проецировалось прямо противоположное «титулование». Подавляющее большинство участников эксперимента послушно принимали это на веру и шли у него на поводу».

А вот еще один эксперимент из фильма «Я и другие»:

«На стенде — пять портретов старых людей: четыре старика, одна старуха. По наущению экспериментатора несколько студентов (так называемая подставная группа) договариваются, что будут утверждать нечто уж вовсе невероятное. Их цель — доказать, что старуха на фотографии это не кто иной, как безбородый и безусый старик-грузин. Разумеется, между двумя этими изображениями не было ни малейшего сходства. Однако аргументация подставной группы оказалась настолько убедительной, давление на испытуемых настолько сильным, что нашлись и такие, кто в конце концов согласились с этой абсурдной версией».

А какие у вас, уважаемые читатели, будут версии по поводу причин появления парапсихологической кинодокументалистики в советское время и в настоящее? Лично я допускаю, что основной замысел при создании картины «Семь шагов за горизонт» заключался не столько в желании запудрить людям мозги, сколько, вполне вероятно, преследовалась благородная цель — дать народу свежий импульс на высокие свершения. Не случайно же Соболев в самом начале картины показывает «плавающих» и проваливающихся на экзаменах абитуриентов, а концовку делает рахманиновско-взбадривающую, энергично, как в киножурнале «Хочу все знать!», призывая: «Дерзайте! Вы талантливы! Ваши возможности неисчерпаемы!»

Вполне возможно и то, что картина о феноменальном украинском докторе, которая впервые была показана на СТБ 31 декабря в 18.00, в предновогодний прайм-тайм, задумывалась лишь для того, чтобы позабавить людей под Новый год парадоксальной сказкой о докторе-чародее. Хотели лишь очаровать людей, а получился такой вообще пи...

Или этот эксперимент над нашей доверчивостью и податливостью все еще продолжается?

Роман БАРАШЕВ

http://2000.net.ua

Категория: Статьи | Просмотров: 590 | Добавил: Pchela | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]