Среда, 24.04.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТЫ на ГЛОБУСЕ

Главная » 2011 » Декабрь » 1 » ПОЛ КУРТЦ О СКЕПТИЦИЗМЕ
04:06
ПОЛ КУРТЦ О СКЕПТИЦИЗМЕ
ПОЛ КУРТЦ О СКЕПТИЦИЗМЕ И ПРИЧИНЕ ПОПУЛЯРНОСТИ ВЕРЫ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

79622831

После более чем двух с половиной десятилетий исследований, которые велись скептиками, по-прежнему вызывает удивление тот факт, что вера в существование паранормальных явлений сохраняется, независимо от того насколько эффективна их критика. На практике происходит так, что один раз всесторонне исследованные и полностью опровергнутые паранормальные явления, вновь и вновь властно овладевают вниманием широкой публики. При этом люди продолжают верить в их достоверность, несмотря на контраргументы скептиков. Именно это любопытное явление я назвал "эффектом утки, которая никогда не тонет". Конечно, все знают забаву в тире, когда посетителям предлагают выстрелом из пневматического ружья сбить двигающиеся мишени в форме уток. Так вот, в этих случаях утки, как ни в чем ни бывало, всплывают даже после удачного выстрела.

С удивлением я замечаю, что довольно большое количество заявлений продолжает пользоваться поддержкой общественного мнения даже в том случае, если существуют факты, их опровергающие. Более того, средства массовой информации буквально охотятся за заявлениями о паранормальных явлениях, а медиумы-гуру имеют огромное количество преданных последователей. И со всем этим приходится иметь дело в действительности, несмотря на тот факт, что эти заявления научно исследованы и отвергнуты за недостатком необходимых доказательств. Следует отметить также тот печальный факт, что во многих ток-шоу, так или иначе, имеющих дело с паранормальными явлениями, почти не представлена точка зрения скептиков. А если ее вообще доводят до сведения широкой публики, то подают как нечто третьестепенное, не заслуживающее внимания.

Нередко бывает так, что та или иная аномалия имеет самое, что ни на есть прозаическое объяснение. Многие события, которые кажутся необъяснимыми, можно объяснить простым совпадением. Так, например, причиной чудесного исцеления вполне может быть действие внушения или эффект, вызванный применением безвредного лекарства, а корреляцию статистических результатов вполне можно объяснить случайными совпадениями данных.

Считаю нужным подчеркнуть, что лично я считаю, что скептики должны уделять одинаково серьезное внимания как критике утверждений верующих о чудесах, так и критически относиться к заявлениям о паранормальных явлениях.

Скептики выполняют крайне важную функцию в обществе, поскольку в нем были, есть и будут люди, принимающие на веру самые фантастические вещи, склонные к "магической интерпретации реальности", неустойчивые по отношению к "искушениям потусторонним". Они не считают возможным замалчивать правду, если им удается обнаружить несостоятельность или разоблачить то или иное заявление о паранормальных явлениях. Скептики имеют дело не только со старыми мифами, которые овладевают умами все новых поколений, но и с новыми, более причудливыми, которые становятся модными сразу же после их возникновения. Общество постоянно испытывает потребность в скептическом исследовании, и скептики будут продолжать играть полезную во всех отношениях роль оводов или санитаров общества. Исследователи-скептики пребывают в роли зрителей на маскараде жизни: они не позволяют себе принять те или иные абсурдные убеждения, господствующие в обществе. Их миссия сводится к тому, чтобы сохранять верность духу скептического исследования и задавать острые критические вопросы - даже в том случае, если это может кого-нибудь оскорбить или вызвать в ответ потоки брани и клеветы.

Быстрое распространение паранормальных верований, напоминающее эпидемию, в значительной степени обусловлено быстрым развитием средств массовой информации. Эти средства распространения информации практически заменили собой школы, колледжи и университеты. Дни самоотверженных ученых-одиночек, проводящих дни и ночи в лаборатории, и ученых, пишущих статьи или книги для относительно узкой аудитории, давно уже позади. Сегодня идеи быстро популяризируются - в полусыром или готовом виде - и распространяются даже в том случае, если они недостаточно проверены. Похоже, что большинство медиамагнатов заинтересовано, скорее, в пропаганде развлечений, получении прибылей и продаже рекламируемой продукции, чем в достоверной информации, истине и распространении знаний. Это приводит к тому, что паранормальные идеи преподносятся доверчивой публике без какой бы то ни было критической оценки, и способствует стиранию тонкой границы между иллюзией и реальностью. Сомнительные эксперименты экстрасенсов, явления ангелов и Девы Марии, сатаническая одержимость, плачущие иконы, чудесные исцеления, пророческие видения и другие паранормальные феномены рекламируются и продаются вместе с овсяной кашей, жевательной резинкой, лекарствами от простуды и слабительными средствами. Публику неустанно пичкают сенсационными описаниями "другой" реальности, а псевдонауку подчас ошибочно выдают за науку подлинную. Даже издатели с солидной репутацией предпочитают публиковать скорее книги о паранормальных феноменах, чем объективные научные отчеты о них. Почему лишь малая часть из многих тысяч книг, написанных об астрологии, экстрасенсорных восприятиях и уфологии, посвящена критике этих паранормальных феноменов? "Такие книги не продаются", - таков, обычно, ответ тех, кто поет хвалу паранормальным явлениям. Это - достаточно печальный факт, характерный для времени, в которое мы живем.

После двух с половиной десятков лет неблагодарной работы по исследованию топких болот паранормальных заявлений я убедился в том, что они представляют собой не что иное, как квази-религиозный феномен. Вера в паранормальное выполняет функцию эквивалента религиозной веры. Мы живем в таком культурном пространстве, в котором любая критика религиозных утверждений обычно воспринимается как проявление неразумия или дурного вкуса. Ментальность нового времени буквально напичкана оккультной и паранормальной символикой. Она изобилует описаниями переживаний смерти и похищениями пришельцами с других планет, воспоминаниями о прошлой жизни и рассказами о чудесных исцелениях. Это не входит в противоречие с довольно аморфной религиозностью, доминирующей в современной культуре, особенно в американском обществе. Популярность паранормального мировоззрения, на мой взгляд, обусловлена тем комплексом, который я называю искушением потусторонним, т.е. тенденцией к постижению таинственных глубин так называемой трансцендентальной реальности, непознаваемой методами научного исследования. Это есть ни что иное, как возвращение к первобытным формам магического мышления. Преодолеть веру в паранормальное нелегко, ведь мы имеем дело, прежде всего, с верованиями и убеждениями, а не с теориями или гипотезами, которые можно фальсифицировать. Возможно, это объясняет враждебное отношение к науке со стороны довольно значительной части населения, - также как и преобладания антинаучного мышления, иррационализма над объективными стандартами научного исследования. Уж слишком много людей считают скептическое отношение к паранормальным явлениям излишне жестким и ко многому обязывающим. Люди жаждут чего-то более легкого на потребу.

Пол Куртц 
Отрывок из статьи "Скептицизм как глобальный феномен"

http://www.a-theism.com


Категория: Статьи | Просмотров: 1588 | Добавил: Pchela | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]